Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Меню сайта

Горячая линия по оказанию экстренной психологической помощи детям, подросткам и молодёжи, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: 

Телефоны горячей линии:

8(861)245-82-82,

8(988)245-82-82

Независимая оценка качества образования

 

 

Опрос по теме: 

"Оценка качества образовательной деятельности" 

 

 

Что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. Обычно в это понятие включают:

  • читательскую грамотность;
  • математическую грамотность;
  • естественно-научную грамотность;
  • глобальные компетенции;
  • финансовую грамотность;
  • креативное мышление.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA.

Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки. А еще – график исследования в разных регионах.

Внешние исследования функциональной грамотности

ИсследованиеЧто проверяетКакие классыКогда проходитКогда ближайшее
TIMSS

Качество математического и естественно-научного образования

4-е и 8-е

Раз в четыре года

2023 год
PIRLS

Качество чтения и понимания текста

4-е Раз в пять лет 2021 год
PISA

Все виды грамотности

15-летние школьники Раз в три года 2021 год
Оценка качества образования по модели PISA

Качество математического и естественно-научного образования

8-е и 9-е Раз в четыре года 2019–2024 годы в разных регионах в соответствии с графиком

В национальном проекте «Образование» одной из приоритетных целей обозначено вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований. 
«Функциональная грамотность учеников: как сформировать и оценить». Н.Л. Селиванова, А. Ветрова
Подробнее: https://vip.1zavuch.ru/#/document/16/74082/bssPhr20/?of=copy-1c395d3361

В настоящее время в целях использования в образовательном процессе заданий для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся на федеральном уровне предлагаются следующие ресурсы, включающие фиксацию частоты посещений:

электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru (для учителей и обучающихся), руководство пользователя которым представлено в Приложении;

ресурсы ФГБУ  "Федеральный институт педагогических измерений", открытый   банк    заданий   для   оценки    естественнонаучной   грамотности обучающихся (7-9 классы), сформированный в рамках Федерального проекта "Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности":    https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti;

банк заданий сетевого комплекса информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте "Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся" (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/), который включает в себя материалы для обучающихся 5-9 классов и учителей по следующим направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, глобальные компетенции, финансовая грамотность, креативное мышление.

Кроме того, в целях наибольшего охвата участников образовательных отношений информационно-разъяснительной работой по вопросу развития функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций в системе "Сетевой город. Образование" на "Доске объявлений", официальном сайте министерства, а также на страницах официальных аккаунтов ведомства в социальных сетях публикуются информационные материалы для учителей, обучающихся и родителей (законных представителей) обучающихся.

Информационные материалы доступны для скачивания по ссылке: https://minobr.krasnodar.ru/presscenter/news/uroven-funktsionalnoy-gramotnosti- shkolnikov-odin-iz-pokazateley-kachestva-obrazovaniya/.

 

 Федеральные нормативные документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.01.2021 год №ТВ-94/04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"

 

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 год №04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"

 

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.09.2021 год №03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"

 

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019 №219/590 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"

 

Региональные нормативные документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся 

 

Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, ГБОУ ИРО Краснодарского края от 30.09.2021 года №461 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся"

 

Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 21.09.2021 год №2979 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности в общеобразовательных организациях Краснодарского края"

 

Школьные нормативные документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся  

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ СОШ №13 на 2021-2022 учебный год, утвержденный приказом  МБОУ СОШ №13 от 12.10.2021 год №244

 

Методические разработки для учителей, учащихся и родителей по функциональной грамотности

Уроки формирования функциональной грамотности по ФГОС ОО

 

Сборник информационных и методических материалов для педагогов

 

Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

 

Практические рекомендации "Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке"

 

Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному
решению задач

 

"Что значит быть грамотным". Методические рекомендации для детей и родителей